Детская музыкальная школа, Москва  

Новости образования - ГОУ Детская Музыкальная Школа №86 в Олимпийской Деревне (г. Москва)
       

У нас публикуются


Наша реклама


Разделы

IT «

Пресс-релизы

Цифровое неравенство в России выравнивается

Интернет, компьютеры, сотовая связь и всё, что принято называть цифровыми технологиями становятся доступнее для россиян, в том числе живущих в отдалённых от центра страны районах. К такому выводу пришли в Тольяттинском государственном университете на основании исследования, учитывающего данные 79 регионов РФ.
Цифровым неравенством (ЦН) называют разрыв в доступе к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), таким как интернет, компьютеры и мобильные телефоны между различными группами населения или регионами. Для многих стран мира эта серьёзная проблема, потому что в современном обществе доступ к цифровым технологиям напрямую влияет на образование, работу, здравоохранение и социальную активность. Если часть населения или регионов отстаёт в этом, это усиливает социальное и экономическое неравенство, что тормозит развитие страны.
– В современном мире, где многое делается онлайн – образование, работа, медицина, общение – доступ к цифровым технологиям становится критически важным. Если у людей нет такого доступа, они оказываются в невыгодном положении: у них меньше возможностей для самореализации и развития, получения информации и ресурсов и т.д., – поясняет доктор экономических наук из института финансов, экономики и управления ТГУ Анастасия Курилова. – Например, в сельской местности отсутствие быстрого интернета создаёт препятствия для получения медицинской помощи, а недостаток цифровой грамотности повышает уровень безработицы.
В России проблема ЦН усугубляется обширным географическим ландшафтом и различными социально-экономическими условиями регионов. Также спрос на цифровые технологии из-за перехода на удалённую работу и обучение ускорила пандемия COVID-19.
Как отмечает Анастасия Курилова, цифровое неравенство делится на уровни:
– Первый уровень – физический доступ к технологиям – стал актуальным в 1990-х с ростом интернета. Ян Ван Дейк, профессор из Университета Твенте (Нидерланды) подчеркнул, что неравенство углубляется за пределами доступа в сеть. Эстер Харгиттай (Венгрия) в 2002 году ввела понятие «второго уровня» – различия в онлайн-навыках. Третий уровень, связанный с практическими результатами, развили социологи Александр ван Дейрсен (Нидерланды) и Элен Хелспер (Великобритания) в работах 2010-х, показав, что даже с неограниченным доступом и навыками использование интернета не всегда приводит к реальным преимуществам.
Анастасия Курилова провела исследование динамики цифрового неравенства первого уровня, то есть с акцентом на доступ населения России к ИКТ. Комплексный анализ с использованием методов пространственной эконометрики был основан на восьми объективных показателях 79 регионов страны за период с 2014 по 2021 годы. Использовались данные Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 20 ноября 2023 года, что позволило охватить широкий спектр показателей и обеспечить надёжность выводов (некоторые регионы были исключены из исследования из-за отсутствия официальной статистики).
– Расчёты показали, что все эти годы в России шёл процесс конвергенции цифрового неравенства, то есть различия в доступе к ИКТ между регионами сокращались. Также более равномерно распределялись цифровые ресурсы. Например, регионы с изначально низким уровнем доступа к интернету, такие как Чукотский автономный округ или Республика Ингушетия, значительно улучшили свои показатели, – подчёркивает автор исследования. – Если в 2014 году доля домохозяйств с широкополосным интернетом на Чукотке составляла всего 26%, то к 2021 году она выросла до 92%. Это говорит о том, что отстающие регионы догоняют лидеров, таких как Москва и Санкт-Петербург.
В 2022 году специалисты Лаборатории исследований экономики развития Президентской академии (РАНХиГС) анализировали диффузию интернета и межрегиональный разрыв.
– Они подтвердили сокращение неравенства за счёт насыщения рынков и влияния агломераций. Работа фокусируется на таких факторах, как урбанизация и пандемия COVID-19. Моё исследование дополняет её, акцентируя конвергенцию первого уровня с пространственным анализом. Его результаты свидетельствуют об эффективности государственной политики в области цифровизации, – поясняет Анастасия Курилова. – Программы по развитию инфраструктуры связи, особенно в отдалённых и северных регионах, таких как Чукотка или Республика Саха, значительно увеличили доступ к широкополосному интернету. Кроме того, регионы с высоким уровнем образования и инновационным потенциалом, такие как Воронежская или Калужская области, показали значительный прогресс, что связано с их способностью быстро адаптироваться к новым технологиям.
Помимо описания ситуации с ЦН в России, в исследовании представлены количественные доказательства конвергенции, подкреплённые статистическими методами и визуализациями. Они могут быть использованы для формирования и улучшения государственной политики. Например, рекомендации по инвестициям в отстающие регионы могут интегрироваться в федеральные программы.
– В России с 2014 года работает нацпрограмма «Цифровая экономика» от Минцифры, но она сфокусирована прежде всего на KPI реализации – охвате инфраструктурой, бюджете, прогрессе по плану и т.д. Такие данные часто оптимистичны и ориентированы на отчётность, – отмечает Анастасия Курилова. Академические исследования независимы, они используют научные методы (эконометрику, статистику), выявляют глубокие тенденции и проблемы, например пространственное неравенство. Поэтому власти используют наши данные: Росстат предоставляет базу, а выводы помогают корректировать стратегии. Например, рекомендации по инвестициям в отстающие регионы могут интегрироваться в федеральные программы.
Работа учёного из ТГУ также даёт понимание динамики цифровизации в странах с разнообразными географическими и социально-экономическими условиями, что делает её ценной и для международного научного сообщества. Статью с результатами исследования можно найти в журнале «Балтийский регион» – это рецензируемое научное издание, на страницах которого освещаются актуальные вопросы устойчивого Балтийского региона, публикуются результаты значимых российских и зарубежных исследований в области общественных наук.

Контактное лицо: Ольга Колпашникова (написать письмо автору)
Компания: ТГУ (все новости этой организации)
Добавлен: 12:47, 05.08.2025
Количество просмотров: 18
Страна: Россия

К партнерской программе GreenDatа присоединились 25 российских вузов, GreenData, 22:50, 07.08.2025,
0
К образовательной программе российской ИТ-компании GreenData, разработчика импортонезависимой low-code платформы, уже присоединились 25 вузов.


Новая магистерская программа университета «Сириус» по ИИ и моделированию усилена экспертизой Т1 Интеграция, ИТ-холдинг Т1, 19:41, 03.08.2025,
0
Т1 Интеграция поддержит запуск новой магистерской программы Научно-технологического университета «Сириус» «Искусственный интеллект и математическое моделирование в промышленности». Студенты магистратуры получат доступ к передовым отечественным цифровым инструментам и экспертизе компании.


«Кит-системс» запустил корпоративную программу стажировок, Кит-системс, 09:52, 30.07.2025,
0
Системный интегратор «Кит-системс» запустил программу стажировок для студентов и выпускников технических ВУЗов и колледжей столицы.


«Синтерра Медиа» поможет компаниям из разных отраслей внедрить корпоративное ТВ, Синтерра Медиа, 09:46, 15.07.2025, Россия
0
Синтерра Медиа» представила технологии для создания корпоративного телевидения. Решения позволяют компаниям из разных отраслей с нуля создать инфраструктуру для корпоративного ТВ, а также разработать и предоставлять необходимый контент.


Искусственный интеллект в детских руках: курсы от CODDY, CODDY, 09:44, 15.07.2025,
0
Нейросети и искусственный интеллект уже прочно вошли в нашу жизнь. Мы видим их в смартфонах, которые распознают лица, в приложениях, которые переводят текст, в играх, где компьютер играет как живой соперник.



 

Релизы
Пресс релизы сегодняшнего дня
Архив пресс-релизов
Добавить пресс-релиз

Новости школы
Рассылка
Адрес школы


Москва, Олимпийская Деревня,
Мичуринский пр-т, д. 20 корп. 1

(495) 735-64-71
info@dmsh86.ru