 |
У нас публикуются |
|

|
 |
Наша реклама |
|

|
 |
Разделы |
|
|
|
Пресс-релизы
Хакасский шаманизм претерпевает изменения
На протяжении XX-XXI веков в традиционной культуре и мировоззрении хакасского народа произошли значительные изменения. Все они затронули и шаманизм. Поменялись атрибутика, функции шамана в обществе, время и место камлания. Появились представители других этносов, которые считают себя шаманами, и осуществляют практику на территории республики, на священных местах хакасов. – Функции шамана, посредника между миром духов и миром людей, увеличиваются в связи с развитием общественной жизни, – отмечает научный руководитель исследования, преподаватель сельскохозяйственного колледжа (СХК) Хакасского госуниверситета Юлия КОРНЕЕВА. – В начале XX века шаман был лекарем инфекционных болезней, выполнял обряды умиротворения духов, находил пропавший скот, лечил женщин от бесплодия. В современный период к перечисленным функциям добавились: излечение от наркотической и алкогольной зависимости, сопровождение умершего человека в загробный мир, выполнение свадебного обряда, предсказание будущего и его корректировка, решение судебных тяжб. Изменилось отношение современных шаманов к изготовлению и ношению костюма. Ранее шаман сам участвовал в шитье своего костюма и изготовлении бубна, потому что каждый шаманский бубен индивидуален, у него есть душа. Он может являться ездовым животным для путешествий шамана между мирами, может стать его оружием в борьбе с духами. – Сегодня костюм и атрибутику заказывают в специализированных мастерских, – отмечает молодой исследователь, студентка сельхозколледжа ХГУ Анастасия МАКАРОВА. – Шаманский костюм всегда обвешан множеством металлических, тканевых и костяных подвесок. Это вместилища «служебных» духов шамана. В нынешнем шаманском облачении усилился элемент украшательства, иногда входящий в противоречие с мировоззренческими основами шаманства. Кроме того, в современном мире при проведении обряда камлания не все шаманы используют бубен. Очень часто заменителями этого известного атрибута является нож, платок и гребень. Замена бубна объясняется тем, что в советские годы шаманизм относится к уголовно наказуемому деянию, поэтому шаманы проводили обряды бесшумно, и вынуждены были заменить атрибутику. Но современные шаманы в большинстве случаев вновь используют бубен и колотушку. Изменилось и время камлания. Ранее обряды проводились в ночное время, для гармонизации человека с природой. Сегодня к шаманам обращаются чаще всего в дневные часы. Некоторые из них для проведения обрядов оборудуют квартиры-лаборатории. Данных о точном количестве шаманов в Хакасии нет. Но исследователи отмечают минимум пять известных в республике и за её пределами шаманов, а также некоторые стороны трансформационных процессов в традиционной религиозной культуре хакасов. Работа опубликована в сборнике научных трудов «Катановские чтения – 2022», вышедшем в свет в издательстве Хакасского госуниверситета.
Контактное лицо: Инга Талахадзе (написать письмо автору)
Компания: ХГУ им. Н.Ф. Катанова (все новости этой организации)
Добавлен: 08:22, 06.10.2022
Количество просмотров: 406
В ХГУ готовят электронный справочник главных сражений ВОВ, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 18:17, 20.02.2025, |
0 |
В честь 80-летия Победы молодые учёные Хакасского госуниверситета под руководством наставников создадут информационный буклет, посвященный Великой Отечественной войне. |
|
Linx подписал соглашение с МТУСИ о стажировке для студентов, Linx, 18:13, 20.02.2025, |
0 |
Провайдер облачных решений и услуг ЦОД Linx и Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) начали сотрудничество, направленное на развитие практических компетенций начинающих специалистов в сфере облачных и сетевых технологий. |
 |
|

|
 |
Новости школы |
|
|
 |
Рассылка |
|
|
|